Не рубите, мужики!
Управляющие компании заваливают ветками контейнерные площадки. Региональный оператор по обращению с ТКО в Брянской области обжалует в арбитражном суде решение Брянского УФАС России по делу о вывозе отходов, образовавшихся после уборки придомовых территорий.
Предмет спора – скошенная трава, опавшая листва, спиленные ветки и порубочные остатки кустов и деревьев. Входит ли в обязанности регоператора их вывоз в рамках договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденному единому тарифу, если расходы на транспортирование в этот самый тариф для населения не включены? Ответ очевиден. Но не всем понятен.
Некоторые управляющие компании не хотят платить за дополнительный вывоз таких отходов после уборки придомовых территорий, несмотря на то, что затраты на это по-прежнему есть в строке квитанций горожан «содержание и текущий ремонт». Как прокомментировали юристы АО «Чистая планета», до 1 января 2019 года управляющие организации выполняли свои обязанности, закрепленные за ними законодательно, в том числе, осуществляли работы по организации и содержанию контейнерных площадок и вывоз отходов. Эти работы были заложены им в тариф (стоимость услуг) и они получали за это деньги. С 01 января 2019 года, после начала работы регионального оператора на территории Брянской области, услуга транспортирование отходов перешла в обязанность АО «Чистая планета». Таким образом, обязанности управляющих организаций в сфере обращения с отходами были сужены, но затраты из стоимости услуг исключены не были, То есть сумма, заложенная на это в тарифе для них осталась — деньги по-прежнему они получают, а обязанности свои выполнять не хотят. Так в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Брянской области появилось заявление от управляющих компаний о том, что региональный оператор отказывается вывозить листву, ветки, образованные в результате обрезки зеленых насаждений, в рамках договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных по цене в пределах утвержденного единого тарифа.
18 мая 2023 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области вынесло решение и выдало предписание №1 от 18 мая 2023 года, по которому региональному оператору следовало совершить действия, направленные на выполнение обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий в виде листвы, упавших, спиленных веток, в рамках договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденному единому тарифу.
АО «Чистая планета», не согласившись с решением от 18 мая 2023 года и предписанием №1 от 18 мая 2023 года Брянского УФАС России по делу №032/01/10-774/2022, обжаловало их в Арбитражном суде Брянской области.
Региональный оператор считает, что в действиях АО «Чистая планета» отсутствуют нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» так как статьей 1 Федерального закона от 24.09.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сказано, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, в целях определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в составе отходов учитываются твердые коммунальные отходы, образованные в жилых помещениях.
При этом, из буквального толкования Правил №269, №170, №290 не следует, что ветки, листва, образующиеся в результате ухода за зелеными насаждениями, находящимися на земельном участке, принадлежащем собственникам жилых помещений, расположенных в МКД, должны учитываться в составе отходов при определении нормативов накопления.
Иными словами, растительные отходы, образованные при уходе за зелеными насаждениями, расположенными на земельном участке под многоквартирным домом, не относятся к твердым коммунальным отходам, в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом № 89-ФЗ и не учитываются в составе отходов при определении нормативов накопления ТКО.
Следовательно, собственники многоквартирных домов, оплачивая услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, оплату за вывоз растительных отходов, образованных при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не производят. При установлении норматива накопления ТКО в Брянской области в составе отходов порубочные остатки и ветки от спила деревьев и кустарников на придомовых территориях учтены не были.
В разъяснениях Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 и от 21.07.2020 N 08-25-53/18336 «Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО» указано, что региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также были учтены в нормативах накопления ТКО.
Согласно пункту 148(29) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов №354 коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не предоставляется на общедомовые нужды.
Поскольку из приведенных положений нормативных актов такая обязанность у регионального оператора в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО в пределах единого тарифа отсутствует, АО «Чистая планета» своими действиями не нарушает антимонопольное законодательство. Ждём подтверждения своей позиции в суде.
На фото: контейнерная площадка по ул. Крахмалева, 6